Концерт открыла очередная "тематическая" отечественная группа. Музыка этих шестерых одетых в черное мальчиков представляла собой устойчивое сочетание среднетемпового бита ударных, мерной поступи баса, дружного рева двух гитар, леденяще-сосулистых клавиш и одиноких попыток вокалиста изобразить ломающимся подростковым голосом некое подобие пения в низком регистре. Совершалось все это преимущественно в ля- и ми-минорных тональностях, за пределами которых группе было неуютно. Особенно когда мальчики пытались сыграть под конец своего отделения "Kiss Me, Kill Me" U2. Собравшиеся в амфитеатре за особым столиком дамы из числа "по-настоящему разбирающихся во всем готическом" лениво и мрачно посмеивались над особо банальными рифмами либо кисло морщились, если в песне разогревающей команды встречаля совсем уж явно откуда-то содранный кусок. Зачем группе два гитариста, так никто и не понял. Зачем группе клавишник, не знал, похоже, и сам клавишник - добрая половина его партий, сыгранных на одном звуке, так и потерялась за стеной гитар. Это при том, что добрую половину самого концерта он вообще ни на чем не играл, а просто глупо тусовался по сцене.
После некоторой паузы, во время которой техники совершили последнюю быструю
проверку заранее настроенных инструментов, зазвучало синтезаторное вступление,
и на сцене материализовались настоящие герои вечеринки. Более
попугайски-пестрой команды не видел, похоже, даже Лос-Анжелес ревущих 80-х.
Гитарист Ларри, на промо-фото смотревшийся романтичным юношей с горящими
глазками, в концертном варианте оказался неким подобием
Слэша-в-молодости - грива волос, куча татуировок, гитара "Les
Paul" и сигарета в зубах. Другой гитарист, Кристус, щеголял в
розовой бандане, розовом галстуке и с розовой гитарой "Fender Jaguar".
Куча косичек со вплетенными в них ленточками делали басиста похожим на Хищника
из недавней последней серии известного блокбастера. Когда же на сцене появился
облаченный в нечто совершенно неописуемое вокалист Йонне Аарон, в
партере сразу стало тесно от сползающих друг на друга крыш вконец обалдевших
зрителей. Это, впрочем, было только начало.
Negative заиграли, и все сразу встало на свои места. Грамотно чередующиеся,
внятные, и никогда не вторящие слепо мелодии (как это сейчас принято) гитарные
соло, ревущий "хаммонд", хоровые рефрены, спетые кое-где голоса в четыре (в
свободное время от смоления цигарок гитаристы и клавишник прекрасно поют
бэк-вокал) - как восхитительно далеко все это было от якобы модных штампов
пресловутых готики и лав-метал! Музыканты жизнерадостно носились по сцене и
периодически прыскали друг в друга минералкой, воскрешая в памяти золотые
деньки глэм-рока и хайр-метал. Песенки типа "Creeping Inside" и "L.A.
Feeding Fire" хорошенько раскачали аудиторию. Самый кайф - это когда Йонне
взялся играть в "My, My, Hey, Hey (Out Of The Blue)" Нила Янга (Neil
Young) на губной гармошке. Строго говоря, и гармоника у него была из той
категории, которую профессиональные харперы не больно-то жалуют, и играет
Йонне простовато, но в контексте песни эта наивная "соло-партия" прозвучала
очень вкусно.
В каждой взятой музыкантами ноте, в каждой пробежке кого-нибудь из
них по сцене сквозил столь неподдельный кайф от процесса игры перед публикой. Очень часто и отечественные, и зарубежные
знаменитости демонстрируют на концертах что угодно, но только не такой вот
когда-то считавшийся абсолютно нормальным отвяз. Кичатся мастерством, или
наоборот, с каменными лицами стараются по дороге к коде не потерять ни единой
ноты из студийного оригинала - это мы наблюдаем постоянно. С пафосом несут от
начала концерта к концу его знамя сплотившего всех в этом зале героического и
несгибаемого стиля, либо напротив, цинично и расхристанно глумятся над публикой
и сами над собой - этого добра тоже хватает. А вот такой яркий и жизнерадостный
расколбас, как у Negative, москвичи последний раз имели возможность наблюдать
разве что на концерте Scissor Sisters. Каким бы странным не казалось
подобное сравнение.
Разумеется, публика получила все, что хотела. И приснопамятную "After
All", благодаря обманчиво похожему на дарк-вейв звучанию которой ребята и
смогли прицепить свою дрезину к поезду моды на "финский металл", и выдержанный
в невыносимо мажорных для некоторых посетителей концерта тонах, но все равно
классный, медляк "Neverending Parade", и хорошо известный благодаря
видеоклипу про закрытую на ремонт психушку и нескольких забытых инсайд
пациентов боевик "Love Is Right Now". После чего музыканты покинули
сцену - не для того, чтобы напроситься на бисовку, а просто сменить наряды. И
сыграли еще номеров пять. Кто-то в партере стащил с шеи присевшего на краю
сцены Йонне мохнатую шаль, кинув взамен колпак Санта-Клауса. Не растерявшись,
вокалист нахлобучил его на басиста, придав тому совсем уже сюрреалистический
вид. На коде вместо традиционного набора медиаторов и барабанных палочек
музыканты раскидали по залу огромный букет роскошных, бархатно-багровых роз. И
только после этого совершили троекратный синхронный прощальный поклон.
Народ долго не верил, что шоу закончилось, и не желал расходиться. Но против
гастрольного графика не попрешь - 17 декабря Negative предстояло появиться на
сцене питерского клуба "Port" в компании Lady's Man - наших
ребят, начинавших лет восемь назад в схожем стиле, но позже актуальности ради
согнувших себя под стандарты дарк-вейва. После продемонстрированного финнами
яркого ослепительного шоу несостоявшихся звезд российского глэм-рока было
заочно жаль: вот откатают они свою обязательную программу, потом увидят во
втором отделении произвольную от гостей, и призадумаются - за что,
спрашивается, боролись?
Вообще, после Negative современные потуги былых звезд глэм-рока, нарезающих сейчас малополезное грузилово в составах Velvet Revolver, Brides Of Destruction и в реформированном Skid Row, всерьез не воспринимаются. Похоже, молодая шпана пришла-таки в этот стиль. И готова смести предыдущее поколение с лица земли.
Так или иначе, но 16 декабря, благодаря
забавному стечению обстоятельств и капризному выверту моды, финские
рок-н-ролльные парни познакомили московских готических девушек с энергичной и
жизнерадостной музыкой. И девушкам понравилось. Значит, прав был покойный Нил
Янг - "rock and roll can never die".
Dmitry Bebenin